Невозможно говорить о будущем жанра, не упомянув о его прошлом. Если же иметь в виду конкретно традицию современного русскоязычного хоррора, не беря во внимание отдельные произведения классиков (например, Гоголя, Андреева, Толстого и др.), то прошлого у нее попросту нет. Хотел бы поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.
Главную причину ее отсутствия я нахожу в убийственной атеистической идеологии совдепии, которая не оставила ни единого шанса для выживания такого рода литературе на своей территории. Ведь хоррор зачастую предполагает существование неких сверхъестественных враждебных сил, а значит допускает в своем изначальном антагонизме и существование Бога, таким образом находясь в довольно забавном и парадоксальном "сговоре" с религией. Среди второстепенных назову такие, как множество потрясений, выпавших за последнее столетие нашим людям, и особенности славянского менталитета. Впрочем, еще много чего можно было бы сказать по этому поводу, но это, пожалуй, основные причины.
Теперь несколько слов о нынешней ситуации. Она уже не столь безнадежна, как десять лет назад, но все еще остается проблематичной. Во-первых, по вине издателей, во-вторых – по вине авторов. И только Читатель, давно заждавшийся хорошей отечественной хоррор-прозы, не виноват ни в чем.
Проблемы издателей:
1. Закостенелость, склонность идти по накатанному пути. В понятии «издательский бизнес» главным является именно второе слово. Зачем рисковать прибылью, пытаясь дать толчок малоразвитому направлению, если с куда большей гарантией можно вкладывать средства в то, что давно себя оправдывает (любовный роман, детективы, фэнтези и т.д.)?
2. Отсутствие специалистов, в первую очередь среди редакторов, знающих толк в жанре ужасов.
3. Пагубная привязка к серийной политике, в которой для малочисленной хоррор-прозы зачастую просто не находится места.
Проблемы авторов:
1. Низкий литературный уровень. Для создания любой хорошей прозы необходимы в первую очередь талант и высокое исполнительское мастерство, а для написания сильного произведения в таком сложном и тонком жанре, как хоррор, они необходимы тем более. Хороший автор «ужасов» – прежде всего хороший литератор.
2. Отсутствие элементарного понимания сути жанра. Подавляющее большинство произведений, претендующих на принадлежность к хоррору, на самом деле обычная мистика, нередко состряпанная на стыке с фэнтези. В настоящем же хорроре присутствие номинального мистического элемента вообще не является обязательным. Horror – это прежде всего саспенс, звенящее от напряжения ожидание, которое неотступно маячит зловещей тенью за спиной читателя. Полчища монстров или мертвецов, заполонивших улицы – это еще не хоррор, кровавая секта, приносящая в жертву своим черным богам десятки людей – это еще не хоррор… Потому что хоррор – это закрытая дверь, скрывающая за собой нечто настолько ужасное и в то же время реальное в сознании читателя, что даже своим незримым присутствием способно заставить его обосраться от тихого шороха в соседней комнате.
3. Неспособность к поиску, отсутствие новаторства и убогое воображение, которое крайне редко простирается дальше набивших оскомину тем, вроде колдунов или домовых.
Ну и немного об основных направлениях хоррора, как в кино, так и литературе. Я как-то взялся составить такую классификацию, и вот что у меня получилось:
1. Триллерное направление. В котором нет ничего сверхъестественного и где, как правило, заправляют кровавые маньяки. В качестве примеров можно привести "Техасскую резню бензопилой", "Собирателя костей", "Пилу" и многие другие.
2. Научно-фантастическое направление. Т.е. в основе лежит некий НФ-элемент. Лично мне сразу приходят на память книги Дина Кунца и экранизации по ним. Сюда же можно отнести и фильмы типа "Обитель зла" или "Возвращение живых трупов". Но самой известной и даже основополагающей вещью данного направления, вероятно, можно считать "Франкенштейн или современный Прометей" Мери Шелли.
3. Космические ужасы (или как-то связанные с пришельцами). Все и так ясно. "Чужих", надеюсь, смотрели все; не могу не вспомнить также "Факультет" и "Нечто".
4. Так называемый "энимал-хоррор", где уз-засная роль досталась животному (ным). Классика жанра – "Челюсти". А расплодившихся в последние годы "Анаконд", "Арахнидов", "Крыс", "Жуков" и т.п. – вообще не счесть.
5. Мистическое направление. ИМХО самое важное, богатое и определяющее. Здесь же и вампирская тематика, и привидения, сверхъестественные проявления, монстры всех мастей, всяческие буки и бяки, ожившие мертвецы и злые ведьмы, сатанинская и демоническая тематика.
Нельзя также не упомянуть о массе произведений на стыке сразу двух или нескольких направлений. Взять хотя бы "Блэйда" (вампирский экшн + немного НФ) или "Куджо" (только не нужно спорить, что это чистый "энимал"), "Пятница 13-е" (маньяк, обладающий демонической сущностью; кардинально отличен по своей природе от нашего горячо любимого Фреди Крюгера, но относится к тому же типу – выходит, "Кошмар на улице Вязов" тоже сюда) и т.д.
И, конечно, есть еще одно чрезвычайно интересное, хотя и нечасто эксплуатируемое направление, которое зиждется на несчастливом стечении обстоятельств – катастрофы, трагические случайности, короче, все то, что приводит ко всяческим нехорошим последствиям. Назовем его ситуативным. Это истории о похороненных заживо или отрезанных от внешнего мира в результате действия некой слепой (иногда направленной кем-то) силы, или взять рассказ Кинга "Оставшийся в живых" (доктор, выброшенный на голый крошечный островок среди океана, потихоньку кушает сам себя).
Впрочем, классифицируя хоррор, можно было бы использовать и несколько иной подход. Допустим: о маньяках, о вампирах, о демонах, о монстрах, о привидениях, о злых инопланетянах, об оборотнях и т.д. Дело вкуса.
Оригинал статьи впервые появился на форуме Бориса Левандовского.