Издательство "Корпорация "Сомбра" - оригинальный жанровый проект. В нем издавались произведения отечественных авторов в таких жанрах как хоррор, мистика, триллер, альтернатива и постапокалипсис. Представитель издательства Катерина Монахова дала эксклюзивное интервью для одного из первых выпусков журнала "Тьма".
Здравствуйте, Катерина. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своем издательстве. Почему такое название? Какова структура издательства, как в нем ведется работа, и чем оно отличается от многих других? В чем его уникальность?
Название было заимствовано у Стивена Кинга. Во-первых, потому что «Корпорация «Сомбра» в его романе «Темная башня» — это организация, хоть и мрачноватая, но эффективная, черпающая силы из неиссякаемого мистического источника, а во-вторых, sombra — по-испански «тень». Но вопреки названию, мы считаем, что наша задача не наводить тень, а наоборот вывести невидимую доселе литературу из тени. Крупные издательства часто малоподвижны, из-за чего новые российские авторы не могут пробиться на рынок, особенно, если они пишут в мистику и хоррор, не укладывающуюся в формат существующих серий. Наше издательство отличает от других мобильность и умение находить нестандартные решения!
[cut]
О нестандартных решениях. «Корпорация «Сомбра» достаточно громко заявила о себе изданием двух необычных антологий. Расскажите немного о них, о том, как и кому пришла в голову идея выпуска «Полночи» и «Полдня». Намереваетесь ли Вы продолжить издание подобного рода сборников?
В начале своей деятельности мы решили обратиться к русской классике. Бытует мнение, что фантастика пришла в нашу страну, вместе с книгами Жюля Верна и Герберта Уэллса. Но это не так! если вы откроете книгу нашего издательства «Полдень, 19 век», то легко сможете убедиться в том, что наши русские классики не пренебрегали фантастикой. Не знаю, почему школьные учителя литературы не рассказывали нам, что именно русские писатели предсказали такие вещи, как освоение Луны, синтетические ткани, бульонные кубики и даже Интернет? А ведь произведения, которые составили этот сборник, принадлежат перу таких знаменитых авторов, как Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Николай Федоров и Фаддей Булгарин. Выпустив книгу «Полдень, 19 век», мы задумались вот над чем. Если был в нашей классической литературе фантастический полдень, то должна была быть и мистическая полночь! Результатом стал наш следующий сборник «Полночь, 19 век», где мы собрали рассказы и повести великих русских писателей, написанные в жанре ужаса. Оказывается, классики не чурались темы потусторонних сил. Надо ли говорить, что мистические рассказы Антона Чехова, Всеволода Гаршина, Александра Куприна, Валерия Брюсова, Александра Грина не банальные страшилки, а серьезные, полные глубокого смысла, произведения. В наших планах продолжить выпуск тематических сборников, посвященный мистике и фантастике, куда могли бы войти произведения не только классиков, но и современных русских писателей.
Что Вы можете уже сейчас поведать о ближайших проектах издательства? Какие книги нам ждать?
В ближайших наших планах углубление мистического направления и первый шаг роман «Монастырь потерянных душ», автора, известной под псевдонимом Джен, а также новые фантастические романы Олега Никитина «Отлучение от Сети» и Ярослава Верова «Завхоз Вселенной».
Поведайте нам о Вашем отношении к различного рода «темным» сообществам и к Литературному объединению «Тьма» в частности. Также хотелось бы узнать Вашу оценку сотрудничества «Корпорации «Сомбра» и сайта «Стивен Кинг.ру».
Замечательно, что появляются такие объединения, где любители мистики и ужаса могут пообщаться, обменяться впечатлениями о прочитанном, в том числе и о книгах «Корпорации «Сомбра». Не может не радовать, что люди, чьи литературные пристрастия ориентированы на творчество мастеров жанра, создают в Интернете свои сайты. С одним из этих сайтов, посвященном творчеству Стивена Кинга, мы, что называется, дружим домами. Результатом нашей дружбы стало совместное проведение конкурса «Ужас-2006». Мы надеемся, что столь плодотворное сотрудничество будет продолжаться.
Расскажите подробнее о конкурсе «Ужас-2006». Между прочим, в нем участвовало и несколько авторов ЛоТ, в том числе и Ваш покорный слуга.
Конкурс мы организовали главным образом для того, чтобы найти новых перспективных авторов. И мы свою задачу выполнили. Ведь присланные на конкурс рассказы лучшее доказательство того, что и в России есть авторы, способные генерировать свежие идеи, находить оригинальную сюжетные ходы, писать качественную отечественную мистику. Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми из них. Речь идет об издании произведений крупной формы.
Ваше мнение: существует ли в Восточной Европе необходимость создания и вручения литературной премии в темном жанре, наподобие Bram Stoker’s Awards на Западе? Имеет ли смысл возникновение и существование у нас ассоциаций авторов по типу WHA (World Horror Association)? Или Вы согласны с распространенным мнением, что в России (и Восточной Европе в целом) ужасы – жанр бесперспективный? Почему согласны или почему не согласны?
Почему бы и нет? Такая премия способствовала бы развитию жанра мистики и хоррора в нашей литературе. У нас есть свои классики. У нас есть молодые перспективные авторы. Единственное чего у нас нет, это устойчивой литературной традиции, которую необходимо создавать и развивать. Чему могла бы поспособствовать и премия и ассоциация авторов, пишущих, как вы говорите в «темном жанре».
Полностью интервью с представителем издательства можно прочитать на страницах pdf-журнала «Тьма», 1-ый номер за 2007 год.