"Жуть в микрорайоне Снегири" - именно под таким заголовком было опубликовано в одном из периодических изданий Новосибирска интервью с молодым писателем, автором романа "Черное безмолвие" Кириллом Кудряшовым, на тот момент - автором-участником Литературного общества "Тьма".
Можно ли зарабатывать на жизнь писательством в России? Я, конечно, не имею в виду тиражи уровня Донцовой или Акунина...
Можно, но очень сложно. Как говорил один мой знакомый, потихонечку издающийся, в России сейчас среднестатистический писатель уже может прожить на доходы от творчества... если он живет в деревне и, кроме писательства, у него есть хозяйство: огород, свинки, курочки. Все писатели, которых я знаю, еще и где-то работают. А творческий процесс у человека, который не зарабатывает творчеством, это нечто! Ты пишешь, где придется, обдумываешь по дороге на работу, придя на работу, пока нет начальника, что-то быстро настукиваешь, потом приходит начальник и заставляет все стереть, ты запоминаешь на ходу и записываешь дома...
Трудно выпустить книжку в московском издательстве, проживая в Новосибирске?
Для выпуска книжки потребовалось шесть лет упорной работы с обиванием порогов издательств. Точнее, в моем случае — обивания их почтовых ящиков. Я отправлял роман за романом, повесть за повестью и в итоге достучался. «Воины Арктара» — мой четвертый роман по счету, а повестей было, наверное, около десятка. Стивен Кинг рассказывал, что первые несколько лет он коллекционировал отказы, и все они были разные. У меня же они все были одинаковые: «Ваша книга не подходит». Чаще всего просто не отвечали. Предыдущий роман «Черное безмолвие» вышел в издательстве «Корпорация «Сомбра». Но они вышли на меня сами, когда начали искать молодых неизвестных, но с амбициями авторов.
«Черное безмолвие» — это тоже фэнтези?
Нет, «Воины Арктара» — мой единственный опыт в жанре фэнтези. Вообще-то, я всегда считал себя автором мистики, а потом оказалось, что в России мистики нет, есть только фантастика, к которой относят и мистику. Так оказалось, что я писатель-фантаст. Фэнтези я решил попробовать написать просто из интереса и, кажется, получилось неплохо. А «Черное безмолвие» был фантастикой о ядерной войне: не о постядерном мире, а именно о войне, которая идет долго и упорно: мы стреляем, Америка стреляет, и та, и другая сторона сбивает ракеты, в результате ядерная война кажется вечной… А дальше сказался мой пробел в опыте и образовании: уже через пять лет ядерной войны у меня всю Землю заполонили мутанты, что на самом деле, конечно, невозможно. Среди них появляются люди-мутанты, сверхлюди, которые черпают свою силу в радиации. «Черное безмолвие» ругали как роман с эффектом местечковости, попыткой завоевать местного читателя тем, что действие происходит в Новосибирске...
Вообще Новосибирск хорош как источник вдохновения для мистики, фантастики? Я лично живу в Академгородке, и мне кажется, что там вдохновения и «странностей» наберется на хороший мистический сериал...
Ну да, можно вспомнить того же Стивена Кинга, который описывал свой родной штат Мэн и первое время только там и раскупался. А сравнивать Новосибирск как источник вдохновения мне не с чем, потому что я мало путешествовал. Но это большой город, и здесь много интересного. В основном интересны люди. Потому что любое произведение прежде всего о людях, и неважно из чего они стреляют и на чем летают — важна психологическая достоверность. А люди у нас очень разные, потому что это город контрастов: бизнес-центр — и рядом с ним маленькая избушка. Или бешеное разнообразие в центре города: все эти бомжи, барды, эмо... И вообще город, подаривший миру Янку Дягилеву, по-моему, еще многое может дать.
Друзья и родные относятся к писательству с уважением или как к чудаковатому хобби?
По-разному. Например, когда я в 16 лет написал первый рассказ, я с гордостью принес маме двадцать листочков. А это была мистика под впечатлением от Кинга — жуть, кровища, горы трупов!
Горы трупов в Новосибирске?
Да, естественно, в родном пятом микрорайоне Снегири. И мама прочитала странички две, дошла до пятого трупа и сказала: «Извини, я больше не могу». И с тех пор не читала ни одной моей книжки, даже из тех, которые были изданы. Или, например, моя жена, когда я ей дал почитать первый рассказ, разнесла его в пух и прах. Наверное, поэтому и поженились... А когда я издал свою первую книжку и обзванивал знакомых с радостными воплями, меня огорошили фразой: «И сколько ты за это заплатил?» Я даже не сразу понял, о чем речь. У нас в городе много разных литературных объединений, и часто люди с гордостью приносят сборник прозы или стихов и гордо объявляют: «У меня вышла книжка, которую я издал... на свои деньги». Без комментариев. Хотя, наверное, у поэтов сейчас другой возможности издаваться нет.
На кого из фантастов вы ориентируетесь?
Стивен Кинг, Ник Перумов, Сергей Лукьяненко, Александр Зорич. Наверное, в области стиля и интересности сюжета я могу назвать их кумирами. А еще Сергей Алексеев, хотя он и не совсем фантаст. Это человек, которому я мечтаю пожать руку, хотя он — настолько мистическая фигура: о нем существует мало информации, его координаты не найти в Сети, я не встречал никаких интервью с ним, я даже сомневаюсь, существует ли он.