Готический роман в своей «классической» форме наибольшей популярности достиг в годы издания романов Анны Радклиф, вызвавших массу подражаний и переделок, иногда называемых переводами. Фамилия писательницы и сами названия лучших ее произведений, таких как, например, «Тайны Удольфо» стали нарицательными. Говорили «радклифианкий пейзаж», или «удольфские ужасы». Уже в первой четверти XIX столетия намечается спад интереса к жанру, тесно связанный со снижением общего художественного уровня «готических» произведений.
Набирал силу романтизм, заимствовавший у готики яркие и запоминающиеся образы отрицательных персонажей, склонный при этом выписывать их уже не как злодеев, но как сильных и противоречивых внутренне героев. Обращение Уолпола и его последователей к эпохе Средневековья послужило в определенном смысле «подспорьем» для романа исторического, о чем прямо писал родоначальник последнего Вальтер Скотт. Последним из ряда «великих» классических « готических» романов стал «Мельмот Скиталец» Чарльза Роберта Метьюрина, вышедший в свет в 1820 г., и уже представлявший собою, по мнению М. П. Алексеева, «яркое явление английской литературы романтической поры. Будучи последним и одним из лучших образцов в ряду так называемых готических романов <…> "Мельмот Скиталец" превосходит их не только увлекательностью своего сюжета, но прежде всего серьезной философской мыслью, лежащей в его основе и облеченной в самые неожиданные и фантастические образы и формы» . Появление этого романа ознаменовало собой конец недолгой «эры» готической литературы и вместе с тем окончательный переход к романтизму. «Уже первых своих читателей роман Метьюрина увлек <…> романтическим неприятием действительности, идеей рокового господства зла в различных сферах общественной жизни современного ему мира, в гневных обличениях которого писатель достиг большой силы: таковы в особенности те части романа, в которых представлены картины городской и сельской Англии или Ирландии, изнанка жизни испанских католических монастырей, устрашающие характеристики судилищ и тюрем Инквизиции».
Таким образом, готический роман, как «характерное явление предромантизма, отразившее реакцию на просветительский реализм» , сошел на нет.
Произведения более позднего времени (середина XIX – начало XX вв.), имеющие отношение к «готическому» роману либо используют выработанные жанровые приемы на «низовом» уровне, либо следуют традиции в рамках и формах, отличных от рамок и формы романа (новелла, рассказ, небольшая повесть; параллельно продолжает существование и баллада, или стихотворения со «страшным» сюжетом, которые в свое время широко использовались авторами готических романов), либо содержат в себе нечто принципиально новое и отличное от «классической» готики.
Примером первого случая может служить судьба так называемых «грошевых романов ужасов», популярных дешевых изданий (подобных «лубочной» литературе России) Эдварда Ллойда, наиболее известным из которых был «сериал» о вампире Варни [Warny the Vampire]. Романы писались двумя «литературными неграми» – Томасом Пеккетом Престом и Джеймсом Мальколмом Раймером. С 1830-х по 1850-е гг. Ллойдом было выпущено порядка 200 подобных «сериалов», в виде 7-8-страничных брошюр.
Что касается проявления готики в малых формах, таких как рассказ или новелла, то здесь жанр возродился уже как короткая страшная история, но не как сюжет о долгих приключениях и мытарствах тех или иных героев, нередко будучи совсем лишен романтической или предромантической окраски, которая была, например, присуща небольшим по объему «готическим» произведениям Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Черты готики просматриваются во многих произведениях немецкого романтизма первой половины XIX века, однако здесь наличествуют обратные исторические связи: как и Гофман или Гауф (в особенности последний), «классический» готический роман в лице Уолпола и прежде всего Льюиса многое почерпнул из народного фольклора германских племен и творчества школы «бури и натиска», в частности Шиллера с его «Разбойниками» и «Духовидцем» . В Англии в этот период становится весьма популярным жанр «истории о привидениях».
«Первым образцом или, по крайней мере, прообразом популярного в Британии жанра может по праву считаться «Правдивый рассказ о явлении призрака некоей миссис Вил на следующий день после ее смерти к некоей миссис Баргрейв в Кентербери 8 сентября 1705 года», опубликованный Даниелем Дефо в 1706 году» . В жанре «отметились» такие авторы как Генри Джеймс и Чарльз Диккенс, написавший несколько «святочных» рассказов: «В 1843 г. Диккенс опубликовал свою повесть «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями», которая стала едва ли не самым популярным произведением писателя» . В декабрьские дни выходили специальные рождественские выпуски журналов «Домашнее чтиво» (1850-1859) и «Круглый год» (1859-1870), издававшиеся Диккенсом, на страницах которых печатались первые произведения Эдварда Бульвер-Литтона, Элизабет Гаскелл, Уилки Коллинза и других авторов этого направления . Успехом пользовались рассказы Элджернона Блэквуда, которого «публика прозвала Человеком с Привидениями» , Рода Монтегю Джеймса, произведения Джозефа Шеридана Ле Фаню и других писателей. Как отмечают Л. Брилева и А. Чамеев в своих «Примечаниях» к изданному в Санкт-Петербурге в 2004 г. сборнику классических английских рассказов о привидениях «Лицом к лицу с призраками», «многие ценители литературы о сверхъестественном считают Джозефа Шеридана Ле Фаню самым выдающимся автором такого рода произведений, сыгравшим решающую роль в процессе перерастания готического романа в современную «повесть ужасов» . Помимо рассказов, Ле Фаню создал известный роман о девушке-вампире «Кармилла».
«Как особая литературная форма, «рассказ с привидением» имеет свой жанровый канон и располагает собственным, очень подвижным арсеналом художественных приемов и средств. В рассказе по определению должен присутствовать призрак, который наделен всевозможными сверхъестественными атрибутами и сама фигура которого способствует созданию таинственной и тревожной атмосферы. В классических образцах жанра призрак практически никогда не выступает в качестве главного героя произведения, однако именно он определяет главную его интригу. Явление призрака может быть вызвано самыми разными причинами – например, трагической виной героя или его рода либо вторжением героя в запретное пространство, сферу действия потусторонних сил – но, так или иначе, оно должно быть убедительно мотивировано. Очень часто местом действия «рассказа с привидением» служит готический замок, словно специально предназначенный для обитания призраков. Наряду с замком широко распространены и другие топосы: старинная дворянская усадьба, старинный дом, комната, где когда-то произошло убийство или самоубийство, кладбище, лес, городская улица – чаще всего замкнутое, но иногда и открытое пространство».
Таким образом, «истории о привидениях» (ghost stories) можно классифицировать как ответвление готического романа. «Во второй половине XIX века молодой жанр <…> переживает второе рождение, обретая новые черты: откровенная романтизация «дьяволиады», прямолинейное и патетическое решение темы сверхъестественного, с которым мы нередко сталкиваемся в произведениях романтиков, равно как и характерное для них «фольклорное», стилизованное под народные предания изображение игры демонических сил уступают место все более тонким, психологически и художественно изощренным подходам к трактовке сюжетов о привидениях».
Френетическая и мистическая сторона готического жанра нашла себе применение в гораздо более известных сегодня, нежели любое из произведений Ле Фаню или Бульвер-Литтона, новеллах Эдгара Алана По, мрачных творениях Амброза Бирса и Говарда Филипса Лавкрафта. В рамках рассказа или небольшой повести три этих американских автора в значительной мере способствовали процессу трансформации готической жанровой традиции в ту литературу саспенса, ужаса и мистики, которая образовалась на Западе во второй половине XX века.
Из британских же авторов наибольшую роль в истории становления так называемой «современной готики» сыграли Брем (Абрахам) Стокер с романом «Дракула» и Роберт Льюис Стивенсон и его классические произведения «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и «Повесть о похитителе тел».
Парфенов М. С.