Автор: Дин Кунц
Название: Ночь Томаса (Odd Hours, роман)
Издательство: Эксмо
Серия: Дин Кунц. Коллекция
Год: 2008
Автор рецензии: Самир Lifer
За что мы любим Дина Кунца? За «Фантомов», «Шорохи», «Неведомые дороги»… Мы любим писателя, который умеет интересно обыграть даже такой штамп, как хладнокровное убийство (особенно ярко это проявилось в «Лице страха»).
Но время идет, и ничто не стоит на месте – меняемся мы сами, мир вокруг нас и все, что мы любим – писатели в том числе. Они создают новые книги, в которых пытаются удивить нас чем-то необычным, еще не читанным, не пережитым. Кунц тоже решил измениться. И начал он с первого романа саги об Одде Томасе, молодом человеке из неблагополучной семьи, во всем похожем на сверстников – если не считать паранормальных способностей. Одд обладает даром общаться с призраками умерших людей, бродящих по нашему миру – кто в поисках справедливости, кто из страха перед неведомым загробным царством. «Ночь Томаса» – уже четвертая история из жизни Одда. Из предыдущих только вторая, «Казино Смерти», с треском провалилась и была раскритикована в пух и прах. «Странный Томас» и «Брат Томас» были восприняты более сдержанно.
Оформление российского издания «Ночи» не вызывает нареканий: все подчеркнуто стандартно, в рамках личной серии Дина Кунца.
И стандартный ход мысли ощущается уже в самом начале – когда Одду снится кровавое море и тому подобные признаки конца света. Самое страшное так и остается на первой странице, ничем не примечательный сюжет переплетается с такими же кислыми философскими отступлениями. Все недостатки романа всплывают уже через несколько глав, как пенопласт в Борисовском пруду.
Довольно быстро в ход пускаются никудышные персонажи, которые, кажется, добавлены лишь для того, чтобы Одд не скучал в одиночестве. Даже главные злодеи, в лице шефа полиции Хосса Шекетта и громилы Утгарта, своими диалогами напоминают умственно отсталых детей, играющих со спичками. Сюжет в самом прямом смысле высосан из пальца: смешная байка про террористов, несколько атомных бомб, которые каким-то образом попали им в руки, и четыреста миллионов долларов, потраченных на взятки.
Естественно, не обошлось и без опостылевшего золотистого ретривера, вечно путающегося под ногами, и очередной мертвой «звезды», эксплуатируемой писателем для вящей интриги. На этот раз ею стал Фрэнк Синатра, который на протяжении тридцати страниц устраивает полтергейст.
Типичная для Кунца возня в этой книге настолько отталкивает, что уже после десятой страницы возникает острое желание отложить ее куда подальше и не вспоминать никогда. Автор поставил себе задачу убить весь объем книги (352 страницы) на описание одной ночи, на протяжении которой происходят поистине идиотские события – примерно как в «Казино Смерти», где процесс ползания по туннелям был растянут на пять (!) глав. Расписывая каждый шаг персонажей (точнее, одного персонажа), Кунц не вытягивает собственно сюжет – его забываешь начисто, пока читаешь мысли и рассуждения главного героя, которые никакого реального воздействия на происходящее не оказывают. Юмор совершенно не смешит и порой даже раздражает.
Сильнейшее возмущение вызывают глупые выпады Кунца в адрес советских вождей и иракского президента Саддама Хусейна. Глупо, не по делу и порой оскорбительно. Складывается впечатление, что Дин Кунц – это маленький республиканец, который в исступлении, с пеной у рта готов защищать даже самые сумасшедшие решения своего недальновидного правительства.
Вывод: если вы любите Кунца и не хотите в нем разочаровываться, то обходите этот роман стороной.