Название: Вурдалак (Ghoul)
Автор: Майкл Слейд (Michel Slade)
Форма, жанр: роман, триллер, трэш
Год: 2007
Издательство: АСТ
Автор рецензии: Владислав Женевский
Признаюсь, ничего подобного мне ещё не встречалось. Кожа, срезанная с лица, отрезанные груди, растворённая в ванне с кислотой женщина – это всё, разумеется, для нас не в диковинку (тревожный, между прочим, симптом!). Но чтобы этот макабрический разгул ещё и сопровождался библиографией в три дюжины названий – включая «Сверхъестественный ужас в литературе» и «Пляску смерти»! Вот это подход!
«Вурдалак» – вторая книга в серии Special X, выходящей под коллективным псевдонимом «Майкл Слэйд». Special X - специальный отдел канадской королевской конной полиции, который занимается расследованием преступлений, совершенных с особой жестокостью (в действительности не существует).
Канадец Джей Кларк, стоящий в центре проекта «Майкл Слэйд», – профессиональный адвокат, специализирующийся на преступниках с ненормальной психикой, на его счету более ста дел. И точно, портреты маньяков автору более-менее удались – пускай вышло и не совсем реалистично (хотя над научным обоснованием ненаучной фантастики Кларк потрудился изрядно), зато живописно. Целых три, а то и четыре, оригинала – и каждый со своими симпатичными наклонностями… Один не любит геев, другой любит женщин (есть и трахать, трахать и есть – простите мне такую прямоту), третий приносит жертвы Древним – а им, знаете ли, не буженина потребна… Карнавал извращений впечатляет, но что же до более приземлённых персонажей – бесчисленных жертв, следователей, патрульных, патологоанатомов, мафиози, невинных и наоборот девушек… Их богатый внутренний мир остаётся для читателя загадкой. Так же, как и для автора, судя по всему. Какая там психология, если в 400-страничное пространство нужно уместить толпу, которой Толстому хватило бы на три-четыре эпопеи!
Роман изобилует явными цитатами и скрытыми аллюзиями – «Изгой», Эрих Цанн, «Тварь из Чёрной Лагуны», «Преждевременное погребение», «Шарф» Роберта Блоха, Хичкок, Джек-Потрошитель… Действие мечется из Провиденса в Лондон, из Лондона в штат Мэн, из Мэна в трущобы Ванкувера. Ей-богу, добавить только Трансильванию да Антарктиду – и все «тёмные точки» мира собраны под одной обложкой…
HWA – Ассоциация писателей, работающих в жанре хоррор – не зря занесла «Вурдалака» в рекомендательный список сорока шедевров хоррора. Ужаса как такового в этой книге немного, но она посвящена тем, кто любит ужасы. То есть и нам тоже…
«Литературу ужасов пишут не ради ухода от действительности. Черная фантастика – жанр личного противостояния, а критики, болваны, этого не понимают. Мне всегда казалось, что чем выразительней они кривятся и заламывают руки, тем сложнее и серьёзнее проблемы их собственной психики», – такой вот бальзам изливается из уст одного героя «Вурдалака», и позиция Слэйда вроде бы ясна. Но другой герой парирует: «Когда безумец, стремясь к психической гармонии, пробует воплотить свои или чужие фантазии в повседневной жизни, то страшный вымысел превращается в страшный факт… Многие активно не воспринимают жанр ужасов по двум причинам: или их чересчур пугает содержание ужасников, или они считают развлечения подобного рода жестокими и разлагающими. Думаю, за снобизмом вторых кроется тот же страх, что у первых».
И где мы в итоге оказались, спрашивается? Там же, где и всегда… во тьме.
Итак, Майкл Слэйд в высшей лиге хоррора не играет. Из романа в роман одно и то же: кровь льющаяся и запёкшаяся, мясо всех цветов, извращения на любой вкус – в диком сочетании с выписками из энциклопедий, техническими новинками от Скотленд-ярда и экспериментальными данными. Научно-популярный трэш – каково?
И всё же и на такой коктейль находятся охотники. Люди, гордо именующие себя «слэйдистами» (sladists), дождались в нынешнем году очередного, двенадцатого романа серии Special X.
Лейся, кровь…