Название: Пятница. 12
Год: 2009
Страна: Россия
Жанр: комедия
Слоган: «И про ночку мрачную и про любовь маньячную»
Режиссер: Владимир Зайкин
Сценарий: Владимир Зайкин
В ролях: Никита Высоцкий, Сергей Медведев, Михаил Ефремов, Анна Слынько, Станислав Дужников и др..
Автор рецензии: Александр Нюхтин
В последнюю пятницу месяца некий провинциальный городок замирает от страха — на охоту выходит серийный маньяк, нареченный в народе Пятницей. Ровно в полночь он душит девушку, тем самым принося очередную жертву на алтарь своей неразделенной любви, которую не может забыть. Его по пятам преследует сыщик уголовного розыска Захаров, одержимый идеей поймать негодяя и теряющий при этом покой, сон, рассудок, семью и работу. Очень кстати появляется невинное существо женского пола, потенциальная Жертва — она как будто специально
выходит на улицу в тот самый день и час, когда орудует Маньяк. Их как магнитом притягивает друг к другу. Но так ли страшен маньяк, беззащитна девушка и положителен служитель закона? Вот именно это нам и предстоит узнать по ходу просмотра фильма Владимира Зайкина — «Пятница. 12».
После такого синопсиса может создаться впечатление, что это вполне серьезный фильм ужасов или хотя бы триллер — так сказать, со всеми атрибутами жанра на лицо. Кстати, трейлер фильма также сделан довольно мрачно и лишь по нескольким моментам становится ясно, что тут все же есть некий комедийный уклон. Жанр данной картины с ходу определить не так-то просто, но ближе всего он, пожалуй, к черной комедии с элементами стеба. Правда, даже сами создатели фильма долго не могли вынести единого мнения по данному вопросу. Например, режиссер и сценарист картины Владимир Зайкин утверждает, что фильм и вовсе о любви — мол, она настолько страшная сила, что «кого-то делает героями, счастливчиками и баловнями, а кого-то — маньяками, патологическими неудачниками и даже висельниками»; в общем, чуть ли не мелодрама какая-то вырисовывается. Из названия же может показаться, что это пародия, прежде всего на культовую уже картину «Пятница 13». Однако пародии как таковой здесь нет, скорее это ирония, подтрунивание над сюжетными штампами жанра вообще, но никак не над конкретными фильмами. Хотя при большом желании некоторые параллели, конечно, можно отыскать, но это будет в большей степени попытка обнаружить то, чего нет. И все же в итоге, после продолжительных раздумий, создатели картины пришли к выводу, что сняли они все-таки комедию ужасов, о чем и заявили во всеуслышание во время рекламной компании.
Герои здесь во многом карикатурны. Например, маньяк (Сергей Медведев) вышел плаксивым тщедушным пареньком с большими нелепыми очками на глазах, невнятной речью и проблемами с кожей, который сам боится города, где, казалось бы, каждый боится его самого. Следователь (Никита Высоцкий) — эдакий брутальный и недалекий служака, полностью поглощенный работой, забросивший друзей, жену, детей и не слишком церемонящийся с формальностями закона. А местный милицейский начальник (исполненный вездесущим Михаилом Ефремовым), конечно же, громогласен и бестолков.
Действие картины разворачивается таким образом, что ее герои нередко смотрят в камеру и обращаются как бы напрямую к зрителю, комментируя свои действия в фильме. Это, видимо, должно было стать некой комедийной фишкой. Вот только не смешно…
Комедия, пускай и ужасов, все же должна быть остра и хотя бы забавна, но здесь повсеместные попытки добавить веселья успехом явно не увенчались. Будет чудом, если за всю картину вы хотя бы пару раз улыбнетесь. Нет, потуги на юмор несомненно есть, и их немало, но они, к сожалению, так потугами и остаются. Иногда кажется, что вот сейчас уже произойдет наконец что-то смешное, явно назревает шутка, хотя бы какая банальная… ан нет, так все бесследно и рассеивается. Само же действие, изначально и задуманное как глумление над штампами, оригинальностью не блещет и протекает более чем линейно, даже занудно. Хотя в конце сценарист и попытался как-то закрутить интригу, плавно перейдя в некое подобие триллера-детектива, все псевдонеожиданные действия героев угадываются уже минут за десять до того, как нам их разжуют и положат в рот. Упоминавшийся уже пародийный образ маньяка ничего кроме раздражения не вызывает, ибо смешным он не выглядит, зато убогим — сполна. Если в этом и заключается весь юмор картины, то это крайне прискорбно.
Говоря про актеров, отметить особо нечего, и не потому что актеры отвратительно играли — просто такого рода кино не предусматривает какую-то особую феерию актерских талантов. Типаж недоумка или неврастеника должен уметь подать каждый мало-мальски способный деятель сей профессии. Хотя выделить Никиту Высоцкого (следователь), наверное, все же стоит: в рамках данной картины он выложился максимально.
Пожалуй, чуть ли не лучшее в этом фильме — это картинка. Она, как ни странно, выглядит вполне и вполне пристойно. А вот больше всего вопросов возникает к Зайкину-сценаристу, ибо создается устойчивое впечатление, что если Зайкин-режиссер со своей работой справился, то материальчик ему достался крайне сомнительный. Отчего и выходит некий творческий конфликт в одном, отдельно взятом, человеке. Может, именно об этом продюсеры картины и хотели нас предупредить, обозначив в описании фильма некое загадочное «фильм-перевертыш, фильм-ребус»? Вполне возможно…
Как итог — «Пятница. 12» это и не комедия, и не триллер, и не пародия, и уж конечно далеко не самый страшный фильм ужасов в мире, а некий винегрет из всех этих составляющих, поданный под относительно звучным названием, но не обнаруживающий в себе ничего яркого, запоминающегося и смешного. Как-как, говорите — комедия ужасов? Нет, просто ужасная комедия.