Среди писателей, посвятивших себя жанру ужасов, не много найдется столь же титулованных, как Питер Страуб. Автор «Истории с привидениями», трилогии о Голубой Розе и «Мистера Икса» был восемь раз удостоен премии Брэма Стокера (один раз «За общие достижения»), дважды — Всемирной премии фэнтези и премии Международной гильдии хоррора; число номинаций на эти и другие награды с трудом поддается учету.
Ему присвоили титулы «Грандмастера хоррора» и «Живой легенды». Впрочем, главной наградой для любого писателя всегда будет читательский успех — и здесь судьба тоже не обделила Страуба. Его книги продолжают активно переиздаваться, лишь немногим уступая в популярности двум романам, написанным в соавторстве со Стивеном Кингом — «Талисману» и «Черному дому».
В этом году на русском языке должна выйти новая книга Питера Страуба, продолжающая цикл о Тимоти Андерхилле — «В комнате ночи». В преддверии этого события мы связались с писателем, и «Тьма» стала первым российским изданием, которому мэтр дал интервью.
Полный текст эксклюзивного интервью со знаменитым американским писателем Питером Страубом читайте в журнале "Тьма", №2, 2009.
Мистер Страуб, литературную карьеру вы начали с нежанровых, мейнстримных произведений, но довольно скоро переключились на мистический хоррор. Однако с конца 80-х вы стали работать, и успешно, в жанре психологического триллера. В чем причина всех этих переходов? Есть ли вероятность, что вы обратитесь к новым для себя жанрам в будущем?
Я взялся за мистический хоррор, поскольку хотел зарабатывать на жизнь литературным трудом, и стоило мне начать, как появилось ощущение, что это «мой» жанр. Я знал, о чем писать — и более того, мне это было по силам. К середине восьмидесятых я устал от сверхъестественных ужасов, однако меня по-прежнему интересовали эмоции, которые лежат в основе хоррора.
И все же, почему в Миллхейвене [вымышленный городок в штате Иллинойс, в котором происходит действие нескольких романов Страуба — Ред.] так много убийств и серийных убийц? Верите ли вы в существование «плохих» мест?
Да, они действительно существуют — места, где происходили когда-то жуткие события; атмосфера в них удушливая и тяжелая. Но Миллхейвен, строго говоря, к их числу не относится. По-настоящему Миллхейвену не повезло только в том, что его прототипом стал Милуоки (штат Висконсин) — мой родной город, к которому я питаю необоснованно сложные чувства.
Есть ли у вас какой-то ритуал написания книг? Определенное место, время, какие-то особые условия, предметы, собственные суеверия…
Мне нравится работать дома, у себя в кабинете — там сама обстановка располагает к работе. Прежде чем приступить непосредственно к написанию книги, я стараюсь собрать как можно больше данных — набрасываю план первой трети сюжета, заметки по отдельным персонажам, пытаюсь отчетливо представить место действия. А ритуалов никаких нет, и в целом я не особенно суеверен.
Что есть, на ваш взгляд, литература ужасов — средство, позволяющее изгнать потаенные страхи автора (а также читателя) или, напротив, укрепить их? Хоррор — это лекарство для общества или его болезнь? Боитесь ли вы того, что пишете?
Это скорее манера, способ восприятия мира, некий угол зрения. Некоторые люди просто к этому предрасположены, и ни о каком «лекарстве» говорить не приходится, но лично я в своем творчестве делаю своеобразное предостережение — словно дорожный знак, который предупреждает наивного путника, что и его может не минуть смертельная опасность.
Полный текст эксклюзивного интервью со знаменитым американским писателем Питером Страубом читайте в журнале "Тьма", №2, 2009.