ЛОТ

Литературное общество «Тьма». Cуществует с 2005 года.

По хоженой тропке

По хоженой тропке
,

Автор: Александр Варго

Название: Кукла

Жанр: хоррор

Издательство: Эксмо

Серия: MYST. Черная книга 18+

Год: 2009

Автор рецензии: Егор Коппер

Не секрет, что образ куклы в жанре «хоррор» облюбован творцами уже давно и нещадно эксплуатируется. И сложно сказать, в какой именно из ниш жанра этой теме уделяется больше внимания. Боюсь навлечь на себя гнев Чаки, Мэри Шоу или Паппет Мастера, но я склоняюсь все же в пользу литературы. Все-таки куклы (или то, что за ними скрывается) пугают читателя со страниц книг еще со времен Блэквуда и Меррита. А это уже больше ста лет и солидный список авторов, чья фантазия, в том или ином виде, обыгрывала кукольную тему.

Именно по этой причине автор, берущийся за написание романа ужасов с куклами, должен продемонстрировать незаурядную оригинальность. Если, конечно, он не ставит перед собой задачи пройти проторенной, а потому и легкой, дорожкой — в поисках легких денег, славы, тщеславия [нужное, как водится, подчеркнуть]. Есть и такие. И очень похоже на то, что рецензируемый ниже Александр Варго — один из этих.

По мнению многих исследователей, появление первых кукол было связаны с обрядами и культами умерших предков. Минули века, а эта легенда в «хорроре» до сих пор самая культивируемая. Поспорить с ней может разве что образ куклы вуду, используемой, как правило, в качестве проводника проклятий. Две хорошо проторенные жанровые тропинки, не правда ли? Причем топтал эти тропы не абы кто, а такие признанные мэтры жанра, как Ричард Матесон, Гай Смит и Стивен Кинг. Казалось бы не имена, а вызов для Варго! Однако «наш ответ» в очередной раз робко, буквально на цыпочках, проскочил следом, так и не подняв головы, не выказав и намека на желание сойти с хоженой тропы.

Ощущения от чтения «Куклы» довольно необычные. Для начала, читателю по умолчанию придется отключить в голове тумблер «я люблю «вкусный» текст», поскольку такового здесь просто нет. Примитивные, рубленые предложения и фразы, незамысловатые описания, ворох казуальных глаголов и выражений… Последние, кстати, реалистичности повествованию не добавляют — наоборот, выглядят несколько наигранно и искусственно. Ну и ляпы. Над наивностью автора, утверждающего, что Дева Мария существовала задолго до египетских пирамид, впору

рыдать в голос. Причем подобная невнимательность со стороны редактора, как ни странно, преследует все книги Варго.

Вторая беда книги — это пресловутый эффект «проторенной тропы», чувство дежа вю и ощущение колпака звездочета на голове. Столкновения с нечистью слишком предсказуемы, сюжетная линия крепко сидит на давно известных «рельсах». Хотя подозреваю, что основной читатель Варго, не особо знакомый с лучшими образцами жанра, может этого и не заметить.

Кажется, я забыл рассказать вам о сюжете? Как ни странно, он не сильно отличается от того, что присутствует в аннотации к книге. Маленькая девочка попадает под колеса машины неплохого, в принципе, человека. Бабка девчушки, наделённая определенными инфернальными знаниями, отправляется в заброшенную шахту, где проводит некий ритуал с куклой, после чего последняя попадает в руки дочери горе-водилы. С этого момента жизнь этой семьи превращается в ад, а после того, как уже повзрослевшую девочку насилуют четыре местных лоботряса, то под раздачу попадают и их жизни тоже. Один за другим они начинают умирать, а ниточки ведут их к преступлению, совершенному в молодости.

Нельзя не отметить, что на «Куклу» Варго сильное влияние оказало творчество Стивена Кинга — это, впрочем, неудивительно, учитывая общий вклад Короля ужасов в жанр. Однако, заимствования из «Оно», «Худеющего», «Безнадеги», «Жребия Иерусалима» чересчур грубы и неприятно режут глаз. Они так уныло смотрятся на фоне наших декораций, что утверждение о «собственном пути развития отечественного хоррора» получает еще один плюсик в свою поддержку. Стаи волков, летучих мышей, змей на службе Зла... Нет, совсем не то. С другой стороны, очень не хочется, чтобы наш «хоррор» скатился в банальный бытовой ужас, скажем, Елизарова. Вот такой пока замкнутый круг, однако.

Пожалуй, все. Книга на вечер, поездку в метро или в поезде. Легкая и пустая. Если бы не почти полное отсутствие отечественной литературы ужасов на прилавках, то никто бы «Куклу» и не заметил. А так приходится интересоваться. Хотя читать роман можно, и если вы поклонник жанра, то, наверное, даже нужно. Перефразировав Кинга скажу, что плохие книги тоже нужно иногда читать, дабы хорошие на их фоне смотрелись еще предпочтительней. Так почему бы и нет? Кроме того, скажу, что в «Кукле» все-таки есть пара определенно жутких моментов, которые запросто украсили бы собой книгу полетом повыше, чем рецензируемая. И еще одна крамольная мысль. Варго, кем бы он (они) не был(-и), напоминает мне раннего Кунца. Такой же рыхлый, наивный и простоватый писатель. Поэтому очень хочется надеяться на то, что «наш Кунц» в итоге соберет все свои сущности в одну и будет двигаться вперед. И всенепременно по нехоженым творческим тропкам.

Оставьте комментарий!

     

  

(обязательно)