• Главная
ЛОТ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Интервью
  • Рецензии
  • Библиотека
  • Книги
  • Видео
  • Аудио
ГлавнаяРецензии

Свой среди чужих

Рецензии

Автор: Уильям Хоуп Ходжсон

Название: Карнакки — охотник за привидениями / Carnacki the Ghost-Finder (сборник)

Жанр: ужасы, мистика, детектив

Издательство: Вече

Серия: Мастера мистической прозы

Год: 2009

Автор рецензии: Владислав Женевский

Из классиков литературы ужасов Ходжсон ступил на российскую землю последним (отдельные рассказы не в счет), и поэтому логично будет представить его читателю через сравнение с другими мэтрами.

Многое роднит Ходжсона с его соотечественником М. Р. Джеймсом: оба действию предпочитают факты, сюжету — атмосферу, объемным персонажам — почтенных джентльменов, основная функция которых состоит в красочном переживании испуга. Оба подчеркнуто неторопливы и непритязательны в стиле: обстоятельность и детализация ставятся выше, чем игры с языком и яркие метафоры. Вместе с тем Ходжсон, человек трудовой профессии (солидная часть его жизни прошла в море), далек от исторических и библиофильских изысков, присущих автору «Рассказов антиквария». Во многих рассказах о Карнакки зло коренится не в прошлом, а где-то извне — в чуждых нам слоях бытия.

Внешне цикл близок к историям Элджернона Блэквуда об оккультисте Джоне Сайленсе, однако последние не страдают от недостатка психологизма и, что особенно важно, однообразия. В отличие от старшего коллеги, Ходжсон строит повествование по единому шаблону, отчего рассказы приобретают сходство с распространенным типом квестов «Выйди из комнаты»: Карнакки —набросанный, кстати, более скупыми штрихами, чем доктор Сайленс — является в помещение, облюбованное потусторонними силами, и методом проб и ошибок докапывается до истины. Иногда та оказывается обыденной — и здесь автор верен традициям Конан Дойла, который предпочитал не сталкивать мистера Холмса с тайнами, неподвластными для человеческого разума.

Лавкрафту, одному из своих литературных учеников, Ходжсон ощутимо проигрывает в увлекательности и масштабе. Гений из Провиденса едва ли не все свои полотна писал на фоне безграничной Вселенной, его же предшественника мысль о ничтожности человека привлекает не так явно, хотя многие описанные им существа из «внешних сфер» могли бы занять не последнее место в ктулхианском пантеоне.

С Артуром Мейченом, наиболее одаренным из творцов «черной фантастики» начала XX столетия, Ходжсона сближает самая сильная его черта. Как и знаменитому валлийцу, ему свойственна поразительная достоверность в изображении сверхъестественных явлений. В лучшем из рассказов о Карнакки, «Свинье», манера автора приближается к документальной, если не протокольной; с беспристрастностью научного прибора он описывает чувства героя и происходящую вокруг него чертовщину, блестящим об- разом избегая штампов, которыми кишат нынешние аналоги. Описание это, растянутое на сорок с лишним страниц, иного читателя может вогнать в сон: рассказы Ходжсона требуют непрерывной работы ума и воображения, без которых получить удовольствие от этой своеобразной прозы невозможно. Однако тех, кто переборол себя, ждет настоящее пиршество духа — и страх как он есть.

Увы, в прочих отношениях Ходжсон Мейчену не ровня — слишком узок круг его интересов. Исключение составляет разве что тройка внецикловых рассказов, также включенных в сборник (как и три занятных истории о контрабандисте капитане Голте, автором которых мог бы быть О. Генри). «Брошенное судно» без труда можно адаптировать в сценарий современного фильма ужасов: уровень насилия, как ни странно, полностью соответствует суровым стандартам наших дней. Еще одна морская история, «Голос в ночи», заставляет не только поежиться, но и вспомнить о фантазиях Здислава Бексински. И поистине изумляет кошмар «Или, Или, лама савахфани!», в котором Ходжсон оригинально и с небывалой смелостью обыгрывает один из главных сюжетов христианской мифологии.

В целом сборник представляет собой неплохую стартовую площадку для тех, кто намерен дождаться культовых романов Ходжсона, которые и принесли ему посмертную славу. А ждать осталось недолго — трудами издательств «Энигма» и «Вече» наступление пойдет с двух фронтов сразу.

Оставьте комментарий!

    

  

(обязательно)

Вход

Регистрация

Новым авторам
Наши проекты
  • Самая страшная книга
  • DARKER
  • PDF журнал ТЬМА
  • Horror Shop
  • Horror Web
Полезно
  • Новым авторам
  • Книжные новинки (Лабиринт)
  • Книжные новинки (Озон)
  • Баннер и кнопка
Последние записи
«Я всегда за движуху, особенно в хорошей компании». Интервью с Александром Матюхиным и Софьей Ролдугиной
«Я всегда за движуху, особенно в хорошей компании». Интервью с Александром Матюхиным и Софьей Ролдугиной
«Самая страшная книга: «УЖАСНЫЕ» перспективы». Интервью с М.С. Парфёновым
«Самая страшная книга: «УЖАСНЫЕ» перспективы». Интервью с М.С. Парфёновым
Зона Ужаса. Антология-загадка
Зона Ужаса. Антология-загадка
Завершен прием текстов в "Самую страшную книгу 2018"
Завершен прием текстов в "Самую страшную книгу 2018"
Метки
АСТ 48 Эксмо 42 DARKER 36 объявления 34 литература 26 Стивен Кинг 21 Домино 20 интервью 20 Астрель 20 Астрель-СПб 19 антологии 17 самая страшная книга 17 М. С. Парфенов 17 книги 16 конкурсы 15 Александр Подольский 14 Дмитрий Тихонов 14 Владислав Женевский 14 Алексей Шолохов 12 премии 11
Информация

Произвольный текст