ЛОТ

Литературное общество «Тьма». Cуществует с 2005 года.
ССК 2018

Зона Ужаса. Антология-загадка

Зона Ужаса. Антология-загадка
, , ,

М.С. Парфенов человек в русском хорроре загадочный.

Большинство знает его как составителя антологий, скандалиста, принципиального критика и человека, отстаивающего интересы хоррора, несмотря ни на что. Про то, какой М.С. Парфенов писатель, обычно не рассуждают.

Горячих тем про его литературные творения нет (я, по крайней мере, не видел). Это легко объяснимо: одна личность Михаила в переписках, общении на форумах, на конкурсах и в различных дискуссиях легко замещает другую его личность - автора. В своей художественной форме Михаил говорит не так, как в "жизни". Читатели же, привыкшие тесно переплетать социальные сети и творчество, литературу и сетевое общение, впадают в легкий диссонанс, отказываются верить и предпочитают не замечать двуликость (без негатива) Михаила, а составлять мнение исключительно об одной из его сторон.

Я же хочу заметить, что такой диссонанс - это хорошо, и это признак мастерства. Если хотите - главный плюс М.С.Парфенова. Он не скован личностными впечатлениями. Его тексты сложно узнать и повесить на них ярлыки, если речь идет, например, о конкурсных отборах. Ему не нужно подстраиваться, потому что он прекрасно отдает себе отчет в том, что область фантазии и реальность не должны пересекаться. А если пересекаются, то не сильно, не поглощая друг друга. Относительно творчества М.С.Парфенов независим.

Тем интереснее мне было почитать его авторскую антологию. Ведь главное её преимущество как раз в независимости; в том, что нельзя предугадать, что напишет Михаил и как он это напишет. Антология-загадка.

Итак.

1. Страна тараканов. Бытописание дается М.С.Парфенову легко, но вместе с тем видно, что описание "серых будней", "панельных пятиэтажек" и так далее иногда его затягивают. Без спойлеров тут будет сложно, поэтому ограничимся субъективной оценкой - для ценителей классического русского хоррора данный рассказ зайдет на 100%. Сильная вещь, по праву открывающая антологию. 4/5

2. Мост - в представлении не нуждается. Яркий срез творчества автора. Тяжелый, мрачный, стильный. 5/5

3. Корректура - неожиданный рассказ в интересном жанре. Иронический хоррор - редкий гость в наших пенатах. Тем интереснее его прочитать, притом что М.С. Парфенов раскрывается здесь в новой для себя (и для читателя) стороны. 4/5

4. Конец пути - толково написанный постапокалипсис. Как говорится, у каждого автора хоррора должен быть хотя бы один подобный рассказ. Крепкая 4,5/5

5. Гроб на колесах - автор постарался. Я читал этот рассказ в старом варианте и, признаюсь, в прошлой версии мне не очень зашло. Было слишком мало и трешово. Сейчас прибавилось многослойности, текст вырос во всех планах, прибавил в весе и килознаках. Однозначно читается намного лучше 5/5

6. Снежки - второй по силе рассказ в антологии после "Моста". У этих двух рассказов схожая атмосфера, которая хорошо автору удается. Вообще видно, что некоторые вещи автор писал, что называется "на вдохновении". Это несомненный плюс 5/5

7. Ампутация - еще один рассказ в жанре черного юмора. Написан слабее "Корректуры". Тут, как по мне, не хватает ударного финала, хотя я, возможно, слишком требователен к "перевертышам". 4/5

8. Остановка у кладбища - меланхоличная зарисовка, весьма странная для неподготовленного читателя. Еще одна сторона творчества М.С.Парфенова. Тут он не старается напугать, но при этом создает соответствующую атмосферу, от которой делается весьма неуютно. 4/5

9. Бабай - Хороший, жесткий рассказ, довольно сильно переписанный с того момента, как я его читал. Практически классический концепт, узнаваемые идеи и декорации. Где-то я слышал, что рассказ написан как пример фанфика, который при должном исполнении становится вполне себе отдельным произведением. Что ж, попытка удалась 4,5/5

10. В пыль - очень интересная и атмосферная стилизация, но слегка затянутая по композиции. На вкус, как говорится 4/5

11. Каждый парень должен пройти через это - еще один атмосферный хоррор, но на этот раз с затянутым началом. Аккуратная расстановка ружей, которые выстрелили в финале. Плюс небольшая провокация, которая считывается не явно, но достаточно интересно 4/5

12. Подарок - стройный классический перевертыш. 5/5

13. Благословенная тишина - длинная завязка, однако же потом автор расходится и выдает действительно жуткую вещь, которую на ночь лучше не читать. Слабонервным тоже не рекоменду. 4,5/5

14. Что тебе снится? - хороший, ровный, нормальный такой рассказ. В тему после предыдущего. Дает немного перевести дух 4/5

15. Комната Павлика - тут не все однозначно. Очень удачные эпизоды и перевертыши перемешаны с некоторой затянутостью и иногда искусственными диалогами. Но это можно списать на то, что вещь большая, многослойная, её сложно удержать в одной ровной линии сюжета. В целом же написано на высоком уровне, держит напряжение до конца. Возможно, моё субъективное, но чуток не дожато стилистически. 4/5

16. Тени по воде - меланхоличное, "прощальное" произведение, как раз под финал. Хорошо заканчивает книгу, оставляя нужные эмоции 5/5

По завершении прочтения многие поймут М.С.Парфенова-автора лучше, чем М.С.Парфенова-критика и составителя. Та самая загадочность, о которой я писал вначале, раскрывается в книге, делает читателя ближе к писателю. В этом, собственно, и разгадка. Две личности живут отдельно. Одна - это составитель сборников, фанат хоррора, создатель тематических сайтов и журналов. Вторая - автор представленной антологии. Чтобы понять, какой же М.С.Парфенов человек - нужно посмотреть на его творчество с двух сторон. Начните со сборника, закончите тематическими статьями (благо, найти их не составит труда). Соберите пазл "Отца русского хоррора".

Кто знает, что вы увидите в самом конце?

Оставьте комментарий!

     

  

(обязательно)