Автор: Джефф Лонг
Название: Преисподняя / The Descent (роман)
Жанр: фантастика, спелеологический триллер
Издательство: Эксмо, Домино
Серия: Книга-загадка, книга-бестселлер
Год: 2009
Автор рецензии: Юрий Александров
В романе «Преисподняя» автор решил прибегнуть к нередкому ныне методу в художественной литературе, которой пока не имеет собственного названия (поэтому далее мы его будем величать Особый Способ или ОС), но уже в полной красе проявился в романах Тома Клэнси и далее развивался под его несомненным влиянием. Не меньшее влияние на этот метод оказал и Джон Гришэм, но не своим творчеством, а… феноменальным успехом, когда целая толпа законников (часто без минимально необходимого таланта или уровня литературнохудожественного мастерства) ринулась в жанр юридического триллера. Я думаю, вы уже догадались, о чем речь. Особый Способ — это очень хитроумный подход (так, наверное, думает автор, использующий его сознательно), позволяющий превратить сюжет романа (в рассказах он не используется — кто бы такие новеллы читал) в придаток Технических подробностей (как у Клэнси; и у Лонга тоже, но в меньшей мере) и Специфической квалификации писателя. К последней можно отнести как определенные навыки (юридические, скалолазанье, умение выживать в разных условиях и т.д.), так и определенные темы, к которым писатель питает особый интерес (например, золотистые ретриверы). ОС принципиально отличается от метода Воды, хотя часто они и сосуществуют мирно в одной книге. Отдельные составляющие ОС жизненно важны для книги, как вода для человека, только вот люди не пьют воду сотнями литров. Все решает дозировка. ОС как раз и отличает сверхдоза. Итак, отметим соответствующими регалиями заслуженных представителей-пользователей. Это, несомненно, юрист Лэшнер, юрист Туроу (кроме его первой книги об округе Киндл), некоторые романы Моррелла и Кунца, а также Батчер и Гамильтон — как правило, рассказывающие в последних книгах одну и ту же историю. Ну а теперь к ним присоединился и Джефф Лонг.
Из профессии автора и аннотации очевидно, что без альпинизма в книге не обойдется, но на первой сотне страниц Лонг преподносит читателю первый сюрприз — здесь будут не карабкаться на скалы, а закапываться в землю. Таким образом, исходя из листажа и внимания, уделяемого подземным путешествиям, в этом романе главные герои — инструменты: ледоруб, кошки, крючья. Герои ползут по пещерам и в одну сторону, и в другую, и вверх, и вниз, и по диагонали, и уж совсем экзотическими траекториями. И поднимаются. И опускаются. И на поверхность. И опять в подземелье. И раз. И два. И еще. Еще… Пока не надоест. Надоедает, к сожалению, уже к середине. Мало того, что пролог (введение) к роману занимает более сотни страниц, потом следует расстановка сил Человек vs Мутант Подземный Обыкновенный на страницах двадцати, там же очерчиваются границы ожидаемого конфликта. И наконец, последующий кусок текста предоставляет читателю возможность следить за бесконечными хождениями по пещерам. Ожидаемые боестолкновения с враждебными силами. Потери. Плен. В целом все предсказуемо. Повисшие в воздухе вопросы. Нереалистичность некоторых эпизодов.
Как и в любом другом романе, построенном по лекалам ОС с реками Воды, в рассматриваемой книге очень много ничего не значащих (необязательных) для сюжета подробностей. Наиболее достойный отрывок романа — аннотация к нему, которая и вправду разжигает интерес (и, собственно, из-за которой книга была приобретена). Кстати, в аннотации содержание основной части книги в общих чертах раскрыто раскрыто.
Ближайшие аналоги: «Halloween» Дэвида Роббинса (к слову, более удачный вариант пещерного действа) и опусы Джеймса Роллинса с соответствующими названиями.
Целевая аудитория: роман, возможно, понравится читателям с пристрастием к длинным приключенческим подземным квестам. Продолжение «Преисподней» , «Deeper», уже вышло…