Статья публикуется с сокращениями. Полностью отчет о конференции можно прочитать в журнале "Тьма", №2-2007.
Наши люди на Росконе. Участник и один из отцов-основателей ЛоТ, давний автор журнала “Тьма”, руководитель филиала ЛоТ на сайте Самиздат харьковчанин Игорь Логвинов побывал на международном конвенте фантастики Роскон-2007. И даже нашел в себе силы написать для нас подробный отчет об этом мероприятии, уделив особое внимание встречам с авторами и издателями хоррора и мистики.
Международная литературная конференция по фантастике «Роскон», проходившая с 22 по 25 марта в подмосковном пансионате «Лесные дали», завершила свою работу. В этот раз ежегодная, седьмая по счету, конференция собрала более 600 любителей фантастики, среди которых, в качестве почетных гостей, присутствовали: космонавт Георгий Михайлович Гречко, писатели Зиновий Юрьев, Владимир Михайлов, Василий Головачев, Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, и гость из Соединенных Штатов Майкл Суэнвик. Скромно замечу, что среди шестисот любителей присутствовал и автор этого опуса.
ВСТРЕЧИ И ЗНАКОМСТВА
Как и всякий МТА (молодой талантливый автор – прим. редактора), я был знаком с большинством писателей-фантастов лишь виртуально, через их книги, ну и, частично, через общение в ЖЖ. Более-менее в реале, я был знаком с такими же МТА, начинающими писателями и просто любителями фантастики. Соответственно, большую часть времени я общался именно с ними, но постепенно, к завершению конвента, перезнакомился и с более маститыми авторами. Например, долгое время, виртуально общаясь с писателем Юрием Бурносовым, я наконец-то смог увидать его воочию, поговорить на разнообразные темы и получить в подарок от него «Чудовищ нет» - последний роман автора, с его дарственной надписью.
Вообще оказалось, что литературные знаменитости такие же люди из плоти и крови, как и их читатели. Они могут петь, пить, шутить и танцевать так бесшабашно, что только диву даешься – неужели это те, книги которых ты благоговейно прижимал к груди? Впрочем, будь они «неземными», эфемерными личностями, разве они смогли бы написать то, что пишут?.. Очень рад был знакомству с интересным и плодовитым автором Вадимом Козаковым. Нужно ли говорить, что его мистический роман «Страж порога», изданный издательством «Сомбра», оказался в моей бездонной сумке, а коллекция собранных на нынешнем «Росконе» автографов пополнилась росчерком и этого автора? Очень надеюсь, что Вадим посчитает необходимым влиться в ряды ЛоТ, так как мое предложение его заинтересовало, и он обещал подумать. Кстати об издательстве «Сомбра». Нежданно-негаданно мне довелось познакомиться с руководителем издательских проектов этой корпорации Игорем Минаковым. Узнав, что я являюсь одним из руководителей ЛоТ, он очень хорошо ко мне отнесся, можно даже сказать – благосклонно. Некоторое время мы с ним обсуждали судьбу и будущее «темной» литературы и пришли к обоюдному выводу, что за ней будущее отечественного книгоиздательства. Ибо нынешний рынок буквально переполнен фэнтезийным ширпотребом и довольно низкопробной НФ. Качественный российский хоррор мог бы встряхнуть это застоявшееся болото.
Что касается «темной» литературы, то мне повезло еще вот в чем. Вместе со мной в одном номере проживал Александр Доставалов, писатель из Твери, который презентовал мне очень занятную книгу под названием «Лепра». Это мистический триллер, хотя Александр и заметил, что его больше привлекает написание «альтернативной» истории, нежели классического хоррора, но создание литературного объединения собирающего вокруг себя авторов работающих в «темном» жанре считает правильным и своевременным. Очень надеюсь, что мы еще пересечемся с Александром, ибо нам имеется, о чем поговорить, и что обсудить!
Не последним для себя знакомством, я считаю и встречу на «Росконе» с Виктором Косенковым, также работающим в характерном для ЛоТ направлении.
На конвенте у меня произошло и несколько «шапочных» знакомств с корифеями фантастического жанра. Например, со Святославом Логиновым, Владимиром Васильевым, Александром Громовым и Ником Перумовым. Мне даже удалось с ними перебросится несколькими фразами, однако прекрасно отдаю себе отчет в том, что я эти встречи запомнил, они – вряд ли…
МАСТЕР-КЛАССЫ И СЕМИНАРЫ
В этом году на «Росконе» впервые была испробована практика ведения мастер-классов для крупных форм литературных произведений. «Пекарями» первого «блина» были определены писатели Сергей Лукьяненко и Ник Перумов. Кроме этого, Ник в компании Вадима Панова и Андрея Лазарчука вел и обыкновенный «рассказный» мастер-класс. По ряду причин, я не присутствовал на мастер-классах ни одного из перечисленных мастеров, потому ничего более рассказать о них не могу!..
В тоже время, когда в пансионате «Лесные дали» в конференц-зале библиотеки проходили мастер-классы, в соседних корпусах шли литсеминары Генри Лайона Олди и Александра Громова. Вообще, программа «Роскона» была настолько насыщенной, что в одно и тоже время в разных местах пансионата проводились равноценно интересные мероприятия. Иногда я сравнивал себя с обезьянкой из анекдота – «не разорваться же мне», поэтому на некоторое время, взяв на себя роль Фигаро, метаясь между этажами разных корпусов пансионата, я окончательно кинул якорь на семинаре Олди, где с интересом поучаствовал в его работе. Ладыженский и Громов были как всегда великолепны! Очень хорошо держали внимание зала, были остроумны и доброжелательны. Очень корректно, но, тем не менее, открыто, отвечали на задаваемые им вопросы, даже на весьма провокационные.
Пересказывать весь семинар не вижу смысла, тем более что рано или поздно он появиться в сети отдельным произведением. Главное, что вынес я с этой беседы, и то, что Олди пытались втолковать семинаристам – писать нужно для себя! Не для редакторов и издательств, не для критиков, не для «среднего» читателя, а в первую очередь для себя, вот тогда это будет действительно «нетленка», а не «ширпотреб». Что же, здесь мэтрам можно верить на слово, ибо они делятся именно собственным опытом. Постоянно экспериментируя с текстом, они не издаются миллионными тиражами, но имеют стабильный контингент своих читателей, и их не мало. Кроме всего прочего, преобладающее большинство читателей наследия Олди - не усредненный, среднестатистический потребитель печатной продукции, это очень образованные, интеллигентные люди, как минимум с техническим образованием. Из этого можно делать соответствующие выводы…
НАГРАЖДЕНИЯ
Пересказывать всю церемонию награждения призами «Роскона» нет смысла, да и, собственно, желания. Замечу лишь, что в этом году на соискания премии было выдвинуто более чем 500 романов и почти 900 повестей и рассказов, т.е. практически все, что было опубликовано в 2006 году. Вся эта прорва печатного слова была издана оргкомитетом конвента отдельной брошюрой, на основании которой и проводилось первичное голосование. Собравшимся на «Роскон» предлагалось отобрать из предложенного по десять произведений, которые впоследствии вошли в шорт-листы претендентов на премии.
Для меня, как для поклонника «темного» направления в литературе было приятно узнать, что в краткий список попал роман Юрия Бурносова «Чудовищ нет». И хотя в финал он не прошел, радует, что жанр мистического триллера постепенно завоевывает свое место под солнцем, и возможно, на будущих конвентах получит достойные его награды!
Что же касается финалистов и распределенных между ними наград, то здесь особых сюрпризов не наблюдалось. Как всегда лидировали Олег Дивов и Сергей Лукьяненко, взявшие «серебро» и «бронзу» в номинации «Роман». Понравилось последующее заявление Дивова, что, дескать, он «считает этот приз платиновым и награждает себя за будущий роман «Оружие возмездия», которое по его словам не является фантастическим произведением, и не будет номинироваться на будущем «Росконе».
Пожалуй, единственной неожиданностью стала ситуация, когда Александр Громов взял два «Золотых Роскона» в номинациях «Романы» и «Повесть, рассказ», за свои «Исландскую карту» и «Прыткую и потаскуна». Кстати, я был удивлен, если не шокирован переменой поведения Громова, после торжественного вручения ему наград. Если до этого он был очень серьезным, отстраненным и даже мрачноватым, то затем кардинально изменился: был весел, пел песни, танцевал джигу и даже демонстрировал приемы рукопашного боя! Складывалось такое впечатление, что мэтр стал моложе на пару десятков лет и из известного автора вновь превратился в МТА, который опубликовал свою первую книгу…
Кстати, в номинации «Повести и рассказы» бронзовый «Роскон» разделили Андрей Лазарчук с «Мы, урус-хаи» и его ученики – Карина Шаинян и Дмитрий Колодан с рассказом «Затмение». К слову, до этого Шаинян «порвала» литературный конкурс «Грелка-Роскон 2007» с рассказом «Жираф в шарфе». Забавно было наблюдать за Кариной, когда она от переполнявших ее чувств не могла сообразить что ей делать на сцене, а на просьбу сказать несколько слов заявила, что она «не говорец». Не смотря на это зал взорвался аплодисментами. Чертовски харизматичная девушка!..
Кроме всего прочего был вручен «Большой Роскон» Зиновию Юрьеву, и приз «Фантаст года» Нику Перумову, как самому издающемуся автору. Последнюю награду победителю вручал Сергей Лукьяненко, как предыдущий ее обладатель. Был вручен в этом году и приз «Алиса», учрежденный некогда Киром Булычевым, и вручаемый за лучшую детскую и подростковую фантастику. В этот раз копию «миелофона» получили Андрей Жвалевский и Игорь Мытько за «Здесь вам не причинят никакого вреда».