Пекло (Sunshine)
(2007)
Режиссер: Дэнни Бойл
В ролях: Крис Эванс, Киллиан Мэрфи, Клиф Кертис
Жанр: фантастика/триллер/драма
Год: 2007
Автор рецензии: Парфенов М. С.
Новая волна британского кино стала настолько заметным явлением, что очередной фильм молодого (и уже насквозь культового) Дэнни Бойла я не мог не посмотреть. И об этом отнюдь не жалею.
Ныне Бойл продюсирует продолжение своих “28 дней...”, названное, соответственно, “28 недель спустя” (фильм к моменту публикации этого выпуска “Тьмы” уже вышел, так что читайте рецензию на него неподалеку - ред.), а мы с вами в ожидании этого многобещающего проекта нескучно проводим время, знакомясь с последним фильмом мастера.
Иные критики отмечают, что “Пеклу” недостает научности. Дэнни Бойл, однако, выступает прежде всего режиссером-гуманистом: его кино - это кино о людях, а не о бластерах и прочей мишуре.
“Пекло” - фильм неожиданный, поразительный, мрачный. Это фантастика “ближнего прицела”, снятая в духе “Чужого” Ридли Скотта и “Соляриса” Андрея Тарковского. Вообще чувствуется, что Бойл прекрасно знаком с работами предшественников - тут и Кубрик (“Космическая одиссея”), и Карпентер (“Нечто”), и даже Полу Андерсону (“Сквозь горизонт”) место нашлось.
Мальчик Дэнни - из тех учеников, что превосходят учителей. В его ленте нет и тени подражания кому бы то ни было. Есть переосмысление чужих экспериментов. Есть элементы авангарда в манере съемок, настолько четко вписавшиеся в общую концепцию фильма, что вызывают одни лишь положительные эмоции. Драматические моментов достаточно для того, чтобы заставить нас задуматься, что же “Пекло” представляет собой как кино - фантастический триллер, философскую драму или вообще - героический эпик. Вся драма подается умеренно, без идиотского пафоса, свойственного “ура-патриотическим” лентам. Оттого героям начинаешь сопереживать гораздо сильнее - они действительно ведут себя как реальные люди, а не подобно персонажам комиксов.
В сюжете масса неожиданных поворотов, которые держат зрителя в нешуточном напряжении все два часа у экрана: забудьте про поп-корн, здесь будет жарко. Спецэффекты по-настоящему красивы и, что особенно радует, не отвлекают внимания от игры актеров. Черт его знает как, но Бойл сумел добиться единственно-верной консистенции, выдав нам с вами на радость практически идеальный фильм о космосе, людях, Солнце и безумии. Серьезно - в моем личном хит-параде “Пекло” занимает теперь первое место среди всех фильмов о звездах и космонавтах/астронавтах за последние лет этак десять.
Атмосфера отчаянного полета космического корабля “Икар-2” к медленно остывающей звезде - мрачна и безысходна, надежды на успех миссии по спасению человечества умирают одна за другой, а вскоре начинают погибать и члены экипажа.
Диалоги умны, характеры достоверны, поступки - логичны, чувства - естественны. Солнечный свет - жесток и прекрасен.
Финал этой картины - из тех, что запоминаются на всю жизнь. Об этих кадрах можно говорить отдельно - долго говорить, но - спойлер, главный враг рецензента. Можете мне поверить, однако, что такого вы еще никогда не видели.