Название: Полночь. XIX век
Издательство: Корпорация “Сомбра”
Год: 2005
Автор рецензии: Игорь Логвинов
Первое, что бросается в глаза при визуальном знакомстве с этой книгой - мрачного вида рисунок, черно-бело-красные цвета, использованные в оформлении обложки. И набранное крупным шрифтом слово "УЖАС", которое определяет тематику данного сборника. Однако те читатели и поклонники данного жанра, вкусы которых сформированы на современных его образчиках, скорее всего, будут разочарованы. Здесь не текут кровавые реки в костяных берегах, практически отсутствуют демонические сущности, и нет сцен "расчлененки" и садомазохистских изысков, которые так любят вставлять в свои произведения нынешние авторы. Собственно, собранные здесь рассказы тяжело отнести к жанру чистого хоррора - это, скорее, темная, мрачная философская проза с некоторым налетом мистики. Однако именно это делает их более близкими нам по духу, чем произведения западных мастеров того же времени: Говарда Лавкрафта, Эдгара По или Роберта Говарда.
Так о чем же эта подборка весьма нетривиальных и впечатляющих произведений?
Поэт Валерий Брюсов рассказывает о магии зеркал, когда отражение, как живое мыслящее существо, стремится вырваться наружу, а своего хозяина швырнуть в ледяной мир теней. И героиня рассказа "В зеркале" вступает в смертельный поединок со своим отражением, не надеясь на помощь, ибо ей никто не верит, и она остается один на один с ужасом приходящим из Зазеркалья. Другой величайший поэт, Николай Гумилев, создал образы чудовища, скрывавшегося под обликом гуляки и развратника, и маленькой юродивой, которая оказалась дочерью древнего морского божества. Он же описал сумрачный мир наркотического сна, который как бы перекликается с темой психиатрических кошмаров, описанных в новелле Всеволода Гаршина "Красный цветок". Не меньшее безумие - в рассказах Федора Сологуба, где Смерть обретает плоть и дает газетное объявление, в петербуржских салонах царит вампирша Лилит, а дух мужа-садиста раз в год истязает свою жену, вселяясь в тело ее любовника.
Страшны рассказы Леонида Андреева и Антона Чехова, методично и вдумчиво исследующих саму природу человеческого страха, безумия и жестокости, ввергая читателя в самую бездну его души: убийства, изнасилования, приступы беспричинного страха... Завораживает своей таинственностью и загадочностью мир произведений Александра Грина, в котором, даже не смотря на мистицизм, доминирует романтическая и приключенческая тема. А Михаил Арцыбашев в "Рассказе о великом знании" описывает ритуал продажи наивным гордецом своей души дьяволу ради познания вершин мудрости. И его ужасную смерть, когда отягощенный знаниями "мудрец" тонет в нечистотах, в которые в отчаянии бросает свое тело...
По словам составителей, при отборе рассказов в этот сборник они руководствовались двумя критериями: эстетическим и жанровым. По этой причине они не включили в его состав приевшиеся рассказы АлексеяТолстого "Упырь" и "Лафертовскую маковицу" Антония Погорельского, как и некоторые другие "...милые романтические истории с налетом народного мистицизма". Но и без них сборник порадует истинных любителей изящных литературных ужасов, будет интересен и ценителям русской классики. Но особенно он будет полезен начинающим писателям, специализирующимся в написании "темной прозы", как образец жанрового произведения, где нужный эффект достигается не излишней кровавостью повествования, а когда внутри читателя рождается ужасное открытие, что "так оно все, на самом деле, и есть".
Текст рецензии взят из 2(3) номера журнала "Тьма" за 2007 год.