Производство: Россия, “Лизард Синема Трейд”
Год: 2006
Режиссер: Олег Фесенко
В ролях: Валерий Николаев, Евгения Крюкова
Автор рецензии: Парфенов М. С.
Давайте отставим в сторону все эти ехидные упоминания о “первых российских ужастиках” и посмотрим на “Ведьму” как на фильм ужасов категории B, чем, по сути, она и является. Чего стоит одна только песенка на финальных титрах. Бюджет ленты - около 2,5 миллионов долларов, тоже в общем-то, не бог весть какой даже по российским меркам - отсюда очевидные неудачи фильма с локациями съемок - эстонский городок изображает американкую глубинку с тем же успехом, что Валерий Николаев - американского журналиста Айвена Бергхофа. Однако, положа руку на сердце, разве подобные недостатки (сомнительный сценарий, дешевизна декораций) - не самое обычное дело для фильмов ужасов вообще, безотносительно их “национальной принадлежности”?
“Вий”... тень классичекого советского ужастика тоже, сдается мне, повлияла на воприятие зрителями новой ленты. Все знают, что “Ведьма” снята по мотивам той же повести Гоголя. Но, собственно, Вия здесь нет. Разочарование понятно - однако ведь никто тяжеловекого чудовища вроде бы и не обещал.
Спецэффекты - на них лежит печать первого дозора - какие-то эффекты смотрятся совсем неплохо, какие-то выглядят несколько наивно в своей простоте. Но опять же - они есть, в отличие от фильма, рецензию на который можно прочесть ниже. И они определенно лучше чем у многих западных аналогов.
Камера часто “цитирует” образцы кино ужасов последних лет - ленты о вампирах, “Звонки”. Сценарий не лишен слабых мест, именно на них и накинулись, кстати, западные критики. Однако наш зритель найдет здеь и много хорошего - прежде всего, серьезную мораль, доходящую почти до религиозной проповеди.
При ближайшем рассмотрении фильм на большее и не претендует - это просто кино, в меру пугающее, в меру смешное, рассчитанное прежде всего на молодежную аудиторию (как и любой стандартный ужастик), сделанное по заграничным лекалам, но с привнесением “своей изюминки”. Вряд ли этот фильм войдет в историю, но он и не для этого был снят. А вот посмотреть его один-два раза вполне себе можно. Желательно делать это на дивиди, т.к. до большого экрана в начале 2007 года спецэффекты все-таки не всегда дотягивают.
Отдельно скажем про актерские работы. Николаеву и Крюковой пришлось вольно или невольно соревноваться с молодыми Куравлевым и Варлей - не самая легкая задача, тем более что в “Ведьме” им еще и нужно было сыграть американцев. Что ж, если последнее не удалось всему фильму в целом, то в первом Валерий и Евгения приятно удивляют - свои партии как таковые оба актера исполнили на хорошо. Айвану со временем и правда начинаешь сопереживать, хоть по началу он и не вызывает особых симпатий (как и должно быть). Крюкова же - прекрасна и загадочна и, возможно, даже интереснее Варлей в этой роли. По крайней мере - не менее зловеща.
Подводя итог: если вы еще не видели этого фильма, то и не ждите от него чего-то особого. Это - не первый российский фильм ужасов и не римейк “Вия”. Это просто обычный мистический фильм ужасов, не слишком серьезный, но и вовсе не бездарный. Это фильм по мотивам повести Гоголя и по мотивам одноименного фильма, но он ближе западной традиции чем славянскому первоисточнику.
Не ожидая от “Ведьмы” того, чего она никому, в общем-то, и не обещала, вы сможете принять и понять этот фильм. И, быть может, даже полюбить его.